Go here
EN

Russian Paintings Gallery - живопись, графика, батик, арт-объект, скульптура, икона, мозаика, вышитые картины, авторская кукла, стекло, витражи, художественная эмаль, копии картин, роспись стен, декоративное искусство, аэрография, принты, жикле, постеры, портреты на заказ, художественная фотография.

Кандинский Василий (1866-1944) - краткая биография

Кандинский происходил из семьи нерчинских купцов, потомков каторжан. В детские годы путешествовал с родителями по странам Европы и по России. В 1871 семья осела в Одессе, здесь будущий художник закончил гимназию (1876-1885). В 1885-1893 (с перерывом в 1889-1891) учился на юридическом факультете Московского университета. В 1889 ездил с этнографической экспедицией по Вологодской губернии, где углубленно знакомился с древнерусской иконописью и народным творчеством.

Около 1895 отказался от карьеры университетского профессора и полностью посвятил себя искусству. В 1897 поступил в школу А.Ашбе в Мюнхене, в 1900 учился у Ф.Штука в Королевской академии художеств. В начале 1900-х гг. Кандинский много путешествовал по Европе и Северной Африке, приезжал в Россию, но постоянным местожительством избрал Мюнхен (1902-1908), затем деревню Мурнау в Баварских Альпах.

Период раннего творчества

В раннем творчестве Кандинского натурные впечатления служили основой для создании ярких красочных пейзажей, иногда с романтически-символической загруженностью сюжетов ("Синий всадник", 1903). Середина и вторая половина 1900-х гг. прошли под знаком увлечения русской стариной; в картинах "Песня Волги" (1906), "Пестрая жизнь" (1907), "Рок" (1909) художник совмещал ритмико-декоративные черты русского и немецкого модерна (югендстиля ) с приемами пуантилизма и стилизацией под народный лубок. В части работ Кандинский развивал ретроспективные фантазии, свойственные мастерам круга "Мир искусства" ("Дамы в кринолинах", масло, 1909, Третьяковская галерея). Художник синтетического склада, Кандинский работал также в сферах декоративно-прикладного искусства (эскизы женских украшений, мебельной фурнитуры), пластики (лепка в глине), экспериментировал с живописью по стеклу.

Возникновение абстрактных произведений

В 1910 создал первое абстрактное произведение и написал трактат, озаглавленный "О духовном в искусстве" (опубликован в 1912 на немецком языке, фрагменты русского варианта были прочитаны Н.И. Кульбиным в декабре 1911 на Всероссийском съезде художников в Петербурге). Выдвинув в качестве основополагающего фундамента искусства его духовное содержание, Кандинский считал, что сокровенный внутренний смысл полнее всего может выразиться в композициях, организованных на основе ритма, психофизического воздействия цвета, контрастов динамики и статики.

Абстрактные полотна группировались художником по трем циклам: "Импрессии", "Импровизации" и "Композиции". Ритм, эмоциональное звучание цвета, энергичность линий и пятен его живописных композиций были призваны выразить мощные лирические ощущения, сходные с чувствами, пробуждаемыми музыкой, поэзией, видами прекрасных ландшафтов. Носителем внутренних переживаний в беспредметных композициях Кандинского становилась колористическая и композиционная оркестровка, осуществленная живописными средствами - цветом, точкой, линией, пятном, плоскостью, контрастным столкновением красочных пятен.

Большое внимание художник уделял графике, в особенности гравюре на дереве. Экспрессивно-беспредметные графические композиции украсили немецкую книгу стихов Кандинского "Звуки" (1913).

Участник множества русских и европейских выставок, художник умел консолидировать вокруг себя единомышленников. В 1901 он создал в Мюнхене группировку "Фаланга", в 1909 возглавил "Новое художественное общество - Мюнхен", в 1911 был инициатором возникновения объединения "Синий всадник". В первом альманахе "Синего всадника" (1912) была помещена сценическая композиция Кандинского "Желтый звук" на музыку Ф.А. Гартмана - готовившаяся постановка, призванная синтезировать в органическом единстве цвет, свет, движение и музыку (не состоялась из-за начавшейся 1-й мировой войны).

В 1913 в Берлине вышла книга Кандинского "Живопись как чистое искусство" на немецком языке и альбом его работ (1901-1913).

С началом войны Кандинский, российский подданный, вынужден был покинуть Германию. Возвратившись на родину через Швейцарию и Балканы, он поселился в Москве; в 1916 посетил Швецию, в 1917 Финляндию. Его живописные работы предреволюционных и революционных лет обладали широким стилистическим диапазоном: продолжая создавать экспрессивно-абстрактные полотна ("Смутное", Третьяковская галерея, "Сумеречное", Русский музей, обе 1917; "Белый овал", 1920, Третьяковская галерея, и др.), художник писал и обобщенно-реалистические натурные пейзажи ("Москва. Зубовская площадь", "Зимний день. Смоленский бульвар", обе ок. 1916, Третьяковская галерея), не оставлял занятий живописью на стекле ("Амазонка", 1917; "Дамы в кринолинах", ок. 1918, обе в Третьяковской галерее), а также создавал картины, сочетавшие фигуративные элементы и декоративно-беспредметное начало ["Москва I (Красная площадь)", Третьяковская галерея; "Москва II", частное собрание, Мурнау, Германия, обе 1916].

После Октябрьской революции Кандинской активно включился в общественную деятельность. Был членом художественной коллегии отдела изобразительных искусств Наркомпроса, председателем Всероссийской закупочной комиссии при музейном бюро отдела изобразительных искусств Наркомпроса, в 1919-1921 заведовал московским Музеем живописной культуры. Преподавал в Государственных художественных свободных мастерских и Вхутемасе (1918-1921), состоял профессором Московского университета. В 1921 живописец-теоретик разработал программу деятельности Института художественной культуры (Инхук), где руководил секцией монументального искусства. В печати регулярно появлялись статьи и теоретические работы Кандинского; так появилась и автобиографическая книга "Ступени" (М., 1918).

В январе 1921 Кандинский покинул Институт из-за внутренних разногласий. Вскоре был избран вице-президентом вновь созданной Российской Академии художественных наук, в которой руководил также физико-психологическим отделением. В декабре 1921 был откомандирован в Берлин для организации там филиала Академии и установления культурных связей с другими странами.

Переезд в Германию

В 1922 Кандинского пригласили преподавать в школу "Баухауз", где ему были поручены занятия по стенной живописи, по теории формы. В изданиях "Баухауза" были опубликованы трактаты Кандинского, посвященные вопросам формообразования, цветоведения, сценическому синтезу искусств.

В живописи и графике Кандинский обратился к воплощению своеобразных космологический идей, интерес к которым возник у него еще в России (графическая серия "Малые миры", 1923). В 1924-1925 вместе с художниками Л.Фейнингером, А.Г. Явленским, П.Клее вошел в объединение "Синяя четверка".

В 1926 Кандинский опубликовал свой теоретический труд "Точка и линия на плоскости", переизданный во многих странах мира. Спроектировал и выполнил ряд монументальных работ (эскизы живописных панно для фойе "Свободной выставки", 1922; керамическое оформление музыкальной комнаты для Международной выставки в Берлине, 1931). Выступил как сценограф и режиссер в постановке сюиты М.П. Мусоргского "Картинки с выставки" в театре Дессау (1928). В 1928 принял немецкое подданство.

В 1920-е гг. художник достигает всемирного признания, его персональные выставки и выставки "Синей четверки" прошли во многих музеях и галереях в странах Европы и США.

Во Франции

После закрытия нацистами школы "Баухауз" (1932) переехал в Берлин, а оттуда в конце 1933 - во Францию; поселился в Нейи-сюр-Сен, пригороде Парижа, где жил до самой смерти (французское гражданство получил в 1939).

Экспрессивно-органический стиль Кандинского трансформировался в 1920-30-е гг.; композиции с широким использованием правильных геометрических элементов приобрели более упорядоченный характер ("В черном квадрате", 1923, Музей Соломона Р. Гуггенхейма, Нью-Йорк; "Тринадцать квадратов", 1930, Национальный музей современного искусства, Париж, и др.). Творчество парижского периода, получившее наименование "синтетического", отмечено отпечатком воздействия сюрреалистической живописи ("Разные части", "Вокруг круга", обе 1940, "Разнообразные действия", 1941, Городская галерея Ленбаххауз, Мюнхен, Германия, и др.). Работы Кандинского были включены нацистами в экспозицию "Дегенеративное искусство" (Мюнхен, 1937), часть его произведений была уничтожена. Первые месяцы фашистской оккупации художник провел в Пиренеях. Отказавшись эмигрировать в США, в августе 1940 возвратился в Париж. В 1944 задумал создать комедийный фильм-балет на музыку Ф.А. Гартмана. В ноябре-декабре 1944 состоялась его последняя прижизненная персональная выставка в Париже.


Кандинский Василий (1866-1944) - краткая биография


Кандинский Василий (1866-1944) - краткая биография


Кандинский Василий (1866-1944) - краткая биография


Кандинский Василий (1866-1944) - краткая биография


Кандинский Василий (1866-1944) - краткая биография


Кандинский Василий (1866-1944) - краткая биография


Кандинский Василий (1866-1944) - краткая биография


Кандинский Василий (1866-1944) - краткая биография


Кандинский Василий (1866-1944) - краткая биография


Кандинский Василий (1866-1944) - краткая биография


Кандинский Василий (1866-1944) - краткая биография


Кандинский Василий (1866-1944) - краткая биография


Кандинский Василий (1866-1944) - краткая биография


Кандинский Василий (1866-1944) - краткая биография


Кандинский Василий (1866-1944) - краткая биография


Кандинский Василий (1866-1944) - краткая биография


Кандинский Василий (1866-1944) - краткая биография


Кандинский Василий (1866-1944) - краткая биография


Кандинский Василий (1866-1944) - краткая биография


Кандинский Василий (1866-1944) - краткая биография


Кандинский Василий (1866-1944) - краткая биография


Кандинский Василий (1866-1944) - краткая биография


Кандинский Василий (1866-1944) - краткая биография


Кандинский Василий (1866-1944) - краткая биография


Кандинский Василий (1866-1944) - краткая биография


Кандинский Василий (1866-1944) - краткая биография


Кандинский Василий (1866-1944) - краткая биография


Кандинский Василий (1866-1944) - краткая биография


Кандинский Василий (1866-1944) - краткая биография


Кандинский Василий (1866-1944) - краткая биография


Кандинский Василий (1866-1944) - краткая биография


Кандинский Василий (1866-1944) - краткая биография


Кандинский Василий (1866-1944) - краткая биография


Кандинский Василий (1866-1944) - краткая биография


Кандинский Василий (1866-1944) - краткая биография


Кандинский Василий (1866-1944) - краткая биография


Кандинский Василий (1866-1944) - краткая биография


Кандинский Василий (1866-1944) - краткая биография


Кандинский Василий (1866-1944) - краткая биография


Кандинский Василий (1866-1944) - краткая биография


Кандинский Василий (1866-1944) - краткая биография


Кандинский Василий (1866-1944) - краткая биография


Кандинский Василий (1866-1944) - краткая биография


Кандинский Василий (1866-1944) - краткая биография


Кандинский Василий (1866-1944) - краткая биография


Кандинский Василий (1866-1944) - краткая биография


Кандинский Василий (1866-1944) - краткая биография


Кандинский Василий (1866-1944) - краткая биография


Кандинский Василий (1866-1944) - краткая биография


Кандинский Василий (1866-1944) - краткая биография


Кандинский Василий (1866-1944) - краткая биография


Кандинский Василий (1866-1944) - краткая биография


Кандинский Василий (1866-1944) - краткая биография


Кандинский Василий (1866-1944) - краткая биография


Кандинский Василий (1866-1944) - краткая биография


Кандинский Василий (1866-1944) - краткая биография


Кандинский Василий (1866-1944) - краткая биография